Маркетинг и методы социологии

Как расти предсказуемо
Маркетологу важно разбираться в социологии
Маркетологу важно разбираться в социологии по нескольким причинам:

  1. Понимание Потребителей: Социология помогает маркетологам понимать социальные структуры, группы и культурные особенности, что в свою очередь облегчает понимание потребительского поведения и принятие более эффективных маркетинговых решений.

  2. Целевая Аудитория: Знание социологии позволяет определить целевую аудиторию более точно. Разбиение на социальные группы и понимание их характеристик позволяют создавать более точные и релевантные маркетинговые стратегии.

  3. Тренды и Инновации: Социологическое исследование помогает выявлять социокультурные тренды и изменения в обществе, что важно для адаптации маркетинговых стратегий под текущие социальные реалии и инновационные требования рынка.

  4. Коммуникация и Реклама: Знание социологии помогает создавать более эффективные коммуникационные стратегии и рекламные кампании для продвижения услуг, учитывая особенности общества, в котором предполагается проводить маркетинговые мероприятия.

  5. Проектирование Оценка Продукта: Понимание социальных потребностей и предпочтений помогает в проектировании продуктов, соответствующих ценностям и ожиданиям потребителей.

  6. Брендинг и Репутация: Социология помогает и изучает маркетологам строить более эффективные стратегии брендинга и управления репутацией компании, учитывая социокультурный контекст.

  7. Социальные Медиа: С учетом значительной роли социальных медиа в маркетинге, понимание социологии помогает адаптировать контент и стратегии в соответствии с предпочтениями и тенденциями пользователей.

Разбираться в социологии дает маркетологам глубокий анализ общественных процессов и истории, что полезно для более точного и эффективного определения с потребителями и адаптации к изменяющимся условиям рынка. Получение конкретных моделей поведения в том числе конкурентов.

Здесь важен
- анализ информации
- методы исследования
- оценка спроса
- определение среды
- анализ цены
- постановка задач
- перечень каналов


  • Определение "самых значимых работ" в социологии может варьироваться в зависимости от периода и точки зрения. Ниже представлен список 10 важных работ, которые оказали значительное влияние на развитие социологии:

    1. "О разделении труда по обществу" (The Division of Labor in Society) - Эмиль Дюркгейм (1893)
    2. "Дух современного общества" (The Spirit of the Age) - Георг Симмель (1911)
    3. "Протестантская этика и дух капитализма" (The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism) - Макс Вебер (1905)
    4. "Путь к рабочему классу" (The Road to Wigan Pier) - Джордж Оруэлл (1937)
    5. "Опыт понимания социальной структуры" (The Social Structures of the Economy) - Пьер Бурдье (1993)
    6. "Положение классов в обществе" (The Position of the Working Class in England) - Фридрих Энгельс (1845)
    7. "Структура социального действия" (The Structure of Social Action) - Талькотт Парсонс (1937)
    8. "Понимающее объяснение социального поведения" (The Interpretation of Social Behaviour) - Альфред Шютц (1932)
    9. "Основания социологии символического взаимодействия" (Foundations of Symbolic Interactionism) - Чарльз Хортон Кули (1937)
    10. "Общество потребления" (The Consumer Society) - Жан Бодрийяр (1970)
    .

"О разделении труда по обществу" Эмиля Дюркгейма содержит множество идей и концепций, но вот десять ключевых тезисов, представляющих суть книги:

  1. Тезис о социальной интеграции: Дюркгейм анализирует разделение труда как фактор, способствующий социальной интеграции. Он утверждает, что различные виды труда и функций в обществе формируют единство и взаимозависимость.

  2. Тезис о механической и органической солидарности: Дюркгейм различает два типа социальной солидарности - механическую (основанную на схожести) и органическую (основанную на взаимозависимости).

  3. Тезис о правилах поведения: Автор анализирует, как разделение труда формирует правила поведения в обществе, регулируя отношения между индивидами.

  4. Тезис о коллективных сознаниях: Дюркгейм вводит понятие "коллективного сознания", представляющего общественные нормы, ценности и убеждения, которые поддерживают социальную интеграцию.

  5. Тезис о динамике общества: Книга предлагает динамическую модель общества, где разделение труда приводит к эволюции социальной структуры.

  6. Тезис о нормальности и патологии: Дюркгейм рассматривает аномии (отклонения от норм) как патологический результат нерегулированного разделения труда.

  7. Тезис о религиозной морали: Он обращается к религии как к источнику общественных норм и ценностей, поддерживающих социальную стабильность.

  8. Тезис о промышленном и органическом типах общества: Дюркгейм исследует различные типы общественных структур, выделяя промышленное и органическое общества.

  9. Тезис о профессиональной этике: Автор рассматривает профессиональные группы и их этику как важные элементы социальной интеграции.

  10. Тезис о социальных изменениях: Дюркгейм предполагает, что изменения в разделении труда могут привести к социальным изменениям и эволюции общества.

"Дух современного общества" Георга Симмеля представляет собой комплексный анализ современных социальных процессов и культурных явлений. Вот 10 развернутых тезисов, выражающих суть этой работы:

  1. Форма индивидуализации: Современное общество характеризуется интенсивным процессом индивидуализации, где индивиды отчуждаются от традиционных общностей.

  2. Денежные отношения: Денежные отношения играют центральную роль в современном обществе, формируя новые типы связей и зависимостей между людьми.

  3. Стресс на структуре: Структура современного общества характеризуется непрерывным стрессом, который возникает из-за быстрого темпа изменений и разнообразия социальных форм.

  4. Культурные формы жизни: Развитие городской жизни и индустриализации формируют новые культурные стили и формы жизни, влияющие на восприятие времени и пространства.

  5. Влияние моды: Мода становится важным аспектом социальной жизни, выражая индивидуальность и служа предметом культурного потребления.

  6. Беспокойство и свобода: Индивиды ощущают беспокойство из-за неопределенности и свободы, присущих современной жизни, что влияет на их психологическое состояние.

  7. Феномен "чужого": Зависимость от монетарных отношений и индивидуализация создают феномен "чужого", при котором индивиды сталкиваются с анонимностью и непониманием.

  8. Интеллектуальная жизнь: Развитие интеллектуальной жизни в городах стимулирует обмен идеями, что влияет на формирование новых социальных структур.

  9. Двойственность свободы: Свобода в современном обществе имеет двойственный характер, предоставляя индивидам возможность выбора, но также влекущую за собой ответственность и напряжение.

  10. Эстетика исключительности: Индивиды в современном обществе стремятся к исключительности и индивидуальности, что находит отражение в искусстве, философии и образе жизни.

"Протестантская этика и дух капитализма" Макса Вебера представляет собой влиятельную работу, в которой он анализирует взаимосвязь между протестантской этикой и формированием капиталистического духа. Ниже представлены основные идеи книги в 13 тезисах:

  1. Протестантская этика: Протестантская этика, особенно в кругах кальвинистов, поддерживала трудолюбие, сдержанность и ответственность как духовные ценности.

  2. Капитализм как этический процесс: Вебер рассматривает капитализм не только как экономическую систему, но и как этический процесс, формирующийся под воздействием протестантской религиозной этики.

  3. Этика "профессиональной приспособленности": Протестантская этика включала в себя идею "профессиональной приспособленности" — сосредоточение на работе как на служении Богу.

  4. Профессионализм и капитализм: Протестантская религиозная этика способствовала профессионализации труда и развитию рационального, кальвинистского капитализма.

  5. Предопределение: Идея предопределения (предварительного избрания) создавала уверенность в том, что успех в экономической деятельности может быть признаком благословения Божьего.

  6. Разделение труда: Протестантская этика способствовала разделению труда и специализации, что было важным элементом развития капитализма.

  7. Этика простоты: Идеал простоты и скромности приводил к отказу от роскоши и стимулировал накопление капитала.

  8. Борьба за личное достижение: Протестантская религиозная этика поддерживала стремление к личному успеху и профессиональной карьере.

  9. Профессиональная этика и бизнес: Профессиональная этика, поддерживаемая протестантской религиозностью, привела к формированию этических стандартов в бизнесе.

  10. Спартацентум: Вебер вводит понятие "спартацентум" — отказ от роскоши и комфорта в пользу активной трудовой деятельности и накопления богатства.

  11. Критика традиций: Протестантская этика стимулировала критику традиционных обычаев и норм в пользу инноваций и рационализации.

  12. Этика отгораживания: Религиозная этика создавала "этику отгораживания", при которой индивиды избегали излишеств и фокусировались на религиозных обязанностях и труде.

  13. Рациональный капитализм: В результате протестантская этика способствовала формированию рационального капитализма, основанного на этике труда и ответственности.

"Путь к рабочему классу" Джорджа Оруэлла — это изучение жизни и условий рабочего класса в Британии в 1930-х годах. Вот 10 развернутых тезисов, отражающих суть этой книги:

  1. Жизнь в промышленных городах: Оруэлл подробно описывает трудовые и жилищные условия в промышленных городах, выявляя трудности и лишения рабочего класса.

  2. Низкие заработки и бедность: Автор раскрывает проблемы низких заработков и бедности, с которыми сталкиваются рабочие, и как это влияет на их жизнь и перспективы.

  3. Безработица и экономический кризис: Книга затрагивает тему безработицы и ее воздействия на рабочий класс в условиях экономического кризиса.

  4. Трудовые конфликты и стачки: Автор описывает трудовые конфликты, стачки и борьбу рабочего класса за улучшение своих условий труда.

  5. Трудовая эксплуатация: Оруэлл рассматривает вопросы трудовой эксплуатации и неравного распределения богатства в обществе.

  6. Социальное неравенство: Анализируется социальное неравенство, особенно в контексте классовых различий и разделения общества на верхний и нижний классы.

  7. Тяжелые условия труда: Автор описывает физические и эмоциональные трудности, с которыми сталкиваются рабочие, трудясь в неблагоприятных условиях.

  8. Жилищные проблемы: Оруэлл затрагивает проблемы жилища, подчеркивая неудовлетворительные условия проживания рабочего класса.

  9. Образование и культурные барьеры: Рассматривается доступ к образованию и культурным ресурсам, а также какие барьеры могут существовать для членов рабочего класса.

  10. Идеи о социальной справедливости: Оруэлл выражает свои идеи о социальной справедливости и необходимости перемен в обществе для улучшения положения рабочего класса.

"Путь к рабочему классу" представляет собой заметный взгляд на социальные и экономические аспекты жизни рабочего класса в период социальных и политических изменений в Британии.

  1. "Опыт понимания социальной структуры" (The Social Structures of the Economy) - Пьер Бурдье (1993)
  1. Роль культурного капитала:

    • Воздействие культурных элементов на социальную структуру экономики через формирование образования и влияние культурных различий.
  2. Значение символических элементов и практик:

    • Акцент на важности символов и символических действий в обществе, включая их воздействие на экономическую сферу.
  3. Идея социальных полей:

    • Подчеркнута конкуренция за ресурсы и статус в рамках социальных полей, где различные формы капитала (экономический, социальный, культурный) играют важную роль.
  4. Взаимодействие социальных структур:

    • Подчеркнута важность социальных структур и их функционального значения в обществе и для индивида.
  5. Механизмы передачи неравенств:

    • Анализ механизмов передачи социального неравенства из поколения в поколение через социальные структуры.
  6. Концепция символического насилия:

    • Описание того, как общество поддерживает и легитимизирует свои неравенства через символы, язык и культуру. Символическое насилие - это форма насилия, которая осуществляется через символы, слова, образы или другие средства, а не физическими действиями. Это может быть использование унизительных выражений, угроз или других способов ущемления достоинства человека без применения физической силы.
  7. Взаимодействие индивидов и структур:

    • Разработка идеи взаимодействия между индивидами (акторами) и общественными структурами, воздействующими на их поведение и выборы.
  8. Роль образования:

    • Подчеркивается роль образования в изменении социального статуса индивида.
  9. Анализ формирования и функционирования социальных классов:

    • Разбор процессов формирования и функционирования социальных классов и их взаимосвязь с различными видами капитала.
  10. Важность рефлексии:

    • Подчеркивается важность самопознания и рефлексии индивида относительно своего положения в социальной структуре для возможности социальных изменений и трансформации.
  11. Методология изучения социальных практик:

    • Предложение методологии изучения социальных практик для более глубокого понимания связей между социокультурными факторами и экономическим поведением.
  12. Хабитус:

    • Система образа жизни: Понятие хабитуса представляет собой систему образа жизни, структурирующую восприятие и действия индивида в социуме.
  13. Метафора соревновательности:

    • Использование метафоры "игры" для описания соревновательности и борьбы за ресурсы в обществе, особенно в экономике.
  14. Влияние социокультурных факторов:

    • Анализ того, как социокультурные факторы формируют экономическую рациональность и принятие решений.
  15. Исследование систем власти:

    • Исследование систем власти и доминирования, подчеркивая, как социальные структуры определяют отношения между группами и классами.
  16. Влияние государства:

    • Рассмотрение влияния государства и институтов на формирование социальных структур и их воздействие на экономику.
  17. Системы образования и связей:

    • Введение понятия социокультурного капитала - систем образования, норм, ценностей и общественных связей, влияющих на социальное развитие и экономическую деятельность.
"Положение рабочего класса в Англии" (The Condition of the Working Class in England) было написано Фридрихом Энгельсом в 1845 году. Вот 12 основных тезисов из этой книги:

  1. Промышленная революция привела к радикальным изменениям в общественной структуре и создала новый класс – пролетариат.

  2. Рабочий класс испытывает крайнюю бедность и лишения, работая в условиях труда, далеких от гуманности.

  3. Система капитализма создает острые социальные противоречия между буржуазией и пролетариатом.

  4. Производственные отношения и экономические условия ведут к ухудшению жизни рабочего класса.

  5. Процесс промышленного развития несет с собой дезорганизацию и разрушение традиционных социальных структур.

  6. Пролетариат лишен политической силы и влияния, что создает несправедливость в обществе.

  7. Промышленные районы стали эпицентрами нищеты, болезней и социальных бедствий.

  8. Рабочий класс испытывает эксплуатацию со стороны буржуазии, которая извлекает прибыль на основе труда пролетариата.

  9. Работающие живут в условиях, которые подрывают их здоровье и вызывают моральное угнетение.

  10. Экономическая конкуренция приводит к ухудшению условий труда и жизни рабочего класса.

  11. Энгельс выступает за социальные и политические изменения с целью улучшения положения пролетариата.

  12. Автор призывает к организации рабочих и к борьбе за их права, в том числе через создание профсоюзов и политические движения.





"Структура социального действия" (The Structure of Social Action) была опубликована Талькоттом Парсонсом в 1937 году. Вот 11 ключевых тезисов из этой книги:

  1. Парсонс предлагает концепцию "системы действия" – подход к изучению социальной реальности как сложной системы взаимосвязанных действий.

  2. Он разрабатывает идею общей теории социального действия, стремясь объяснить, как индивиды принимают решения и взаимодействуют в социуме.

  3. Введение концепции "системы значений" – Parsons предполагает, что социальное действие обусловлено системой ценностей, которые общественным образом распределяются.

  4. Понятие "социальной структуры" играет важную роль в теории Парсонса, определяя, как индивиды взаимодействуют в рамках общественных институтов.

  5. Социальная система характеризуется четырьмя функциональными компонентами – адаптацией, достижением целей, интеграцией и легитимацией.

  6. Он внимательно исследует концепцию действия как средства достижения целей и как важного элемента в обеспечении стабильности социальных систем.

  7. Важное место уделяется концепции "паттерна культуры" – общественных норм и ценностей, которые ориентируют действия индивидов.

  8. Парсонс анализирует роль индивида в социальном действии и предполагает, что индивид действует в соответствии с ожиданиями общества.

  9. Вклад в теорию социального действия как основы для последующих теоретических разработок в социологии и социальных науках.

  10. Связь с функционализмом – Парсонс вносит значительный вклад в развитие функционалистской традиции в социологии.

  11. Он подчеркивает важность общения и социальных отношений в процессе социального действия и влияние социальной структуры на индивида.

"Смысловая структура повседневного мира" (The Structures of the Lifeworld) - это термин, связанный с феноменологией и философией социальных наук, введенный феноменологом Эдмундом Гуссерлем и развитый философом Альфредом Шютцем. Вот некоторые основные идеи и тезисы, связанные с смысловой структурой повседневного мира:

  1. Феноменология и повседневный мир: Альфред Шютц предложил идею феноменологии повседневного мира, подчеркивая необходимость изучения смыслов, которые люди придают своим ежедневным действиям.

  2. Смысловая структура: Смысловая структура повседневного мира относится к способу, которым люди организуют свой опыт и воспринимают социальное окружение.

  3. Типизация и идеализация: Шютц описывает процессы типизации и идеализации как способы упорядочивания и структурирования социальной реальности. Люди формируют типы и идеальные модели для того, чтобы понять и объяснить свой опыт.

  4. Мир жизни (Lebenswelt): Понятие "мир жизни" описывает привычный, повседневный опыт, включающий в себя смыслы, ценности и знания, которые конструируются в процессе взаимодействия в обыденной жизни.

  5. Повседневные действия: Шютц анализирует типичные повседневные действия, такие как общение, работа и отдых, и как смысловые структуры влияют на восприятие их значения.

  6. Социальная конструкция реальности: Согласно Шютцу, социальная реальность является конструкцией смыслов, создаваемых и разделяемых членами общества в повседневной жизни.

  7. Приватные и общие смыслы: Шютц разделяет смыслы на приватные (индивидуальные) и общие (общественные), объясняя, как они взаимодействуют и влияют на восприятие мира.

  8. Типы актов и типы образов действий: Акты и образы действий являются ключевыми понятиями в феноменологии Шютца, описывающими различные аспекты социального взаимодействия.


Вот 10 основных идей, представленных в книге "Основания социологии символического взаимодействия" (Foundations of Symbolic Interactionism) Чарльза Хортона Кули:

  1. Символическое взаимодействие: Кули разрабатывает ко��цепцию символического взаимодействия, которое подразумевает, что люди взаимодействуют и создают смысл через использование символов и языка.

  2. Субъективное переживание: Кули уделяет внимание субъективным переживаниям и внутреннему миру индивида, исследуя, как они влияют на социальное взаимодействие и конструирование реальности.

  3. Социальное Кули анализирует процессы социального , исследуя, как люди взаимодействуют друг с другом, обмениваются символами и создают смысловые конструкции.

  4. Роли: Кули обращает внимание на роли, которые играют люди в социальном переопределении, и исследует, как роли формируются и меняются в процессе взаимодействия.

  5. Конструктивизм: Кули поддерживает конструктивистский подход, согласно которому люди активно конструируют свою реальность через общение и интерпретацию символов.

  6. Социальные нормы и ценности: Кули исследует, как социальные нормы и ценности формируются и передаются через символическое и коммуникацию.

  7. Контекст: Кули подчеркивает важность контекста в символическом и анализирует, как контекст влияет на интерпретацию символов и создание смысла.

  8. Интерпретация: Кули обращает внимание на процесс интерпретации символов и исследует, как различные люди могут давать разные значения и смыслы одним и тем же символам.

  9. Идентичность: Кули исследует, как символическое взаимодействие влияет на формирование и выражение личной и социальной идентичности.
  10. Критика социологических теорий: Кули критически рассматривает существующие социологические теории и предлагает символическое как альтернативный подход к пониманию социальной реальности.
  11. Концепция "зеркала": Кули предложил термин "зеркало" для описания процесса, при котором люди формируют свое самоопределение и представление о себе на основе общения с другими людьми в обществе. Он считал, что наше представление о себе формируется через отражение того, как мы воспринимаем, что другие люди думают о нас.
  12. Понятие "группового сама": Кули разработал концепцию "группового сама", которая подразумевает, что наше самоопределение и самооценка зависят от того, как мы воспринимаем себя в контексте группы или сообщества, к которому мы принадлежим. Он считал, что группы играют важную роль в формировании и поддержании нашего самоидентификационного процесса.
  13. Понятие "публичного сама": Кули также внес вклад в понимание "публичного сама" - того, как мы представляем себя в общественном пространстве и какие роли, маски и имиджи мы принимаем в социальных ситуациях. Он считал, что наше поведение и самовыражение в обществе определяются нашим стремлением соответствовать ожиданиям и нормам группы.

"Общество потребления" (The Consumer Society) - это книга Жана Бодрийяра, опубликованная в 1970 году. В этой работе французский философ и социолог анализирует современное общество с точки зрения потребления и комодификации. Вот некоторые основные тезисы книги:

  1. Система потребления: Бодрийяр представляет современное общество как систему, в которой потребление стало доминирующим фактором, определяющим социальные отношения и структуру.

  2. Комодификация: Автор вводит понятие "комодификации" — процесса, при котором всё, включая социальные отношения, становится товаром, подчиненным логике рыночной ценности.

  3. Символическая обменная структура: Бодрийяр разрабатывает идею, что в обществе потребления структура обмена становится важным элементом, и символический обмен становится средством передачи социальных ценностей.

  4. Симуляция: Автор обсуждает концепцию "симуляции", где реальность замещается знаками и символами, создавая иллюзию реальности.

  5. Потребление как система знаков: Бодрийяр рассматривает акты потребления не только как приобретение материальных вещей, но и как участие в системе знаков, которая формирует личную и коллективную идентичность.

  6. Роль рекламы: Автор подчеркивает влияние рекламы и массовых коммуникаций на формирование желаний и потребностей, создавая иллюзию счастья и успеха через потребление.

  7. Потеря "реальности": Бодрийяр обсуждает потерю "реальности" в обществе потребления, где вещи и события становятся более важными как символы, чем как реальные объекты.

  8. Исчезновение субъекта: В работе поднимается вопрос об исчезновении индивидуальности и субъективности в массовом обществе, где личность определяется потреблением.

  9. Гиперреальность: Бодрийяр представляет идею гиперреальности, где границы между реальностью и симуляцией становятся размытыми, и люди живут в мире знаков.

  10. Критика потребительского общества: В заключение автор выражает критику потребительского общества, подчеркивая его декадентские и дезориентирующие аспекты.

Эти тезисы представляют собой общий обзор основных идей, представленных в книге "Общество потребления" Жана Бодрийяра.

No pain, no gain - без боли нет роста

Наши базовые ценности

Бизнес это то, что часто можно сделать по-другому, не так как другие, нестандартно. Настоящий маркетинг это полное погружение в бизнес клиента с независимой, компетентной , экспертной позицией.
НАЧНИТЕ УЖЕ СЕЙЧАС